Православие

Православные цитаты. Афонский цветник. Запись 34-я (тридцать четвертая)

Чадо веры – страх Божий. Чадо страха Божия – рев­ность. Дело же ревности по Богу есть чистота совести и, конечно, божественное по­слушание.
Старец Иосиф Ватопедский. (12, с. 157.)
 
Всегда надо молиться, что­бы Господь вразумил, что на­до сделать, и Господь не оста­вит нас заблуждаться. Адам не был мудр, чтобы спросить Господа о плоде, который дала Ева, и потому потерял рай. Давид не спросил Гос­пода: «Хорошо ли будет, если я возьму себе жену Урия?» и пал в грех убийства и прелю­бодеяния. Так и все святые, которые согрешили, согре­шали потому, что не призва­ли Бога на помощь, чтобы вразумил их.
Преподобный Силуан Афонский. (5, с. 142.)
 

Немного о России

Сегодня (20 сентября по старому стилю, 3 октября по новому стилю) день памяти мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245). В житии есть такие слова:  
 
«С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол.
 
Наступило тяжелое время. В 1238 году татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву…».
 
Россия, она от Карпат до Курил. Для русского человека нет никаких «федерализаций» чего-то там; никакого антирусского бреда о «единой пророссийской» во главе с «уважаемыми украинствующими оккупанто-партнерами»; никаких «отдельных районов» чего-то там, да и ЛНР с ДНР для русского человека явно что-то не то; для русского человека нет никакого «там все скачущие хохлы»; никакого «там русских нет», никакого «там недорусские».
 

Православные цитаты. Афонский цветник. Запись 33-я (тридцать третья)

Понудь себя и понасиль радоваться, когда кто скажет тебе оскорбительное слово или осудит тебя, или презрение тебе покажет. Потому что под таким поношением и безчестием сокрыто великое сокровище, и если ты благоохотно примешь их, то скоро очень окажешься богатым духовно, о чем знать не будет даже и тот, кто сделал тебе такое благодеяние, т. е. тот, кто нанесет тебе безчестие.
Преподобный Никодим Святогорец. (4, с. 398.)
 

Из Православного календаря от 07.09.2017 по старому стилю

Когда мы говорим о любви к врагам, мы не имеем в виду врагов Отечества, которые приходят к нам с мечом или пытаются ослабить Отечество настолько, чтобы оно погибло. Церковь всегда благословляла защиту Отечества и борьбу с такими врагами. Слово Божие направлено не на эту сферу человеческих отношений, иначе никогда не было бы святых воинов. Но многие воины прославлены как святые, потому что Бог благословляет справедливую защиту слабых, как и защиту своего Отечества. Кто же тот враг, которого нужно любить? Часто мы сами создаем таких врагов – по недомыслию, по наущению других, по внутреннему противлению другому человеку, из-за зависти. Мы создаем себе врагов в нашем общении и потом начинаем бороться с ними, стараемся сделать им некое зло, убрать с нашего жизненного пути, забывая слова: как хотите, чтобы к вам относились люди, так и вы относитесь к ним (ср. Лк. 6, 31). Но Господь призывает нас не делать из ближних врагов, а находить в себе силы прощать, находить в себе силы созидать вокруг себя мир.
 

Из Православного календаря от 10.07.2017 по старому стилю

Подлинная свобода человека – это освобождение от греха, освобождение от инстинктивного, тяготеющего над человеком начала, это способность подчинить свою волю единственной свободной, абсолютной и праведной воле – воле Бога. Для того человеку дана свобода, чтобы он свободно соединился с Богом, подчинил Богу самого себя и таким образом уподобился Богу и стал святым человеком. Ради этого дан дар свободы. А что предлагает либеральная идея? Она не предлагает нам освободиться от греха, она требует полной свободы для падшего человека – не святого, а падшего. Либеральная идея несет в себе раскрепощение греховного человека, и в этом смысле является антихристианской, она является сатанинской идеей, потому что она категорически противоположна христианской идее.
 

Православные цитаты. Запись 32-я (тридцать вторая)

Пусть никто не мечтает стяжать истинное христианское благонастроение и христианские добродетели и работать Богу как подобает, если не хочет нудить себя на отвержение и поборение всяких страстных движений плотской воли, не только больших, но и малых, которые он прежде привык удовлетворять охотно и любительно.
Преподобный Никодим Святогорец. (4, с. 67.)
 
Неблагодарность и ненасытность – великое зло. Человек, порабощенный чем-то материальным, всегда порабощен волнением и душевной тревогой, потому что он то дрожит, боясь, как бы у него не отняли его богатство, то испытывает страх за свою жизнь.
Старец Паисий Святогорец. (6, с. 178.)

 

Из Православного календаря от 30.04.2017 по старому стилю

Здесь, на Бутовском полигоне, покоятся свидетели о Христе, которые продолжили дело святых апостолов. Сам факт мученичества в XX веке – почти через две тысячи лет после мученической кончины апостолов – свидетельствует об их правде, о правде Божией, о правде Церкви. Через две тысячи лет здесь, на этой земле, повторился подвиг апостолов, подвиг свидетельства о Живом Христе. В этом свидетельстве о Воскресшем – суть апостольского служения, суть пребывания Христа в земной истории через Церковь, которую Он создал Кровью Своей. Свидетельство о Воскресшем Христе – в сердцевине церковной жизни и церковного служения. Наша молитва святым мученикам была за Отечество наше, за Церковь нашу, за то, чтобы каждый из нас сохранял веру настолько, чтобы быть способным свидетельствовать о Воскресшем Спасителе даже до смерти, если Господь приведет именно к таким жизненным обстоятельствам.
 

Из Православного календаря от 25.04.2017 по старому стилю

Цена Великой Победы – миллионы человеческих жизней. Подвиг, совершенный в те страшные времена, – это также проявление духовной силы. Не бывает подвига, у которого не было бы нравственных ориентиров. То, что бывает иногда похоже на подвиг, лишенное нравственных ориентиров, в нашей народной традиции называется ухарством и никогда особо не поощрялось. Такого рода деяния никогда не получали высокой оценки, потому что они были лишены нравственного измерения. Готовность к самопожертвованию ради ближних, которой был пропитан подвиг мужественных защитников нашего Отечества, – это характерная черта национального самосознания.
 

Из Православного календаря от 17.04.2017 по старому стилю

Сегодня мы празднуем особый день – мы вспоминаем святых равноапостольных жен-мироносиц. Подвиг равноапостольного служения наших женщин много раз повторялся в истории. Сегодня в храмах стоят люди и молодого, и среднего, и пожилого возраста, мужчины, женщины и дети. А в советское время в наших храмах были в основном женщины пожилого возраста. Их пугали и говорили: «Отнимем пенсию, если будешь ходить в церковь», – а они ходили. «Снимем с очереди на квартиру», – а они ходили. Они тайно крестили своих детей и внуков, чьи родители нередко состояли в партии. Сохраняя в своих сердцах православную веру, эти равноапостольные мироносицы земли Русской сохранили для нас Православие. Поэтому мы вспоминаем сегодня не только Марию Магдалину, – мы вспоминаем всех русских православных Марий и иных жен, прославляя их равноапостольный подвиг. И потому я с особым чувством поздравляю всех православных женщин, благодарю женщин старшего возраста и призываю молодых православных женщин продолжать великие традиции равноапостольного мироношения, через которое вера Христова, верю, никогда не покинет сердца наших людей!
 

Христос Воскресе!

Тропарь Пасхи, глас 5:

Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в// и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Кондак Пасхи, глас 8:

Áще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне,/ но а́дову разруши́л еси́ си́лу/ и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же,/ жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся!/ и Твои́м апо́столом мир да́руяй,// па́дшим подая́й воскресе́ние.

В Неделю Пасхи на вечерне cтихира, глас 2: Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се,/ всю просвети́ вселе́нную,/ и призва́л еси́ Твое́ созда́ние,// Всеси́льне Го́споди, сла́ва Тебе́.

 

Добротолюбие. Глава 3-я. О смерти, Страшном Суде, вечных муках и райских селениях. Запись 3-я

Преподобный Иоанн Карпафский
 
С угрозой и бранью дерзко нападает враг на душу, только что исшедшую из тела, являясь горьким и страшным обличителем в падениях ее. Но можно видеть и то, как боголюбивая и верная душа, хотя многократно прежде была уязвлена грехами, не боится его нападений и угроз, а паче его является сильною в Господе, окрыляется радостию, воодушевляется мужеством, видя сопровождающие ее небесные силы и, как стеною, ограждающий ее свет веры, и с великим дерзновением взывает против злого диавола: «Что тебе и нам, чуждый Богу? Что тебе и нам, сверженный с неба и раб лукавый? Не имеешь ты власти над нами; власть над нами и над всем имеет Христос, Сын Божий; Ему же согрешили, Ему и ответ дадим, имея ручательством милосердие Его к нам и спасение в Нем – честный Его крест. Ты же беги дальше от нас, окаянный! Ничтоже тебе в рабах Христовых». От таких дерзновенных слов души, наконец, диавол раздирающий испустит крик, в безсилии устоять против имени Христова; душа же, превыше его сущи и паря над врагом, как так называемый быстрокрыл над вороном, переносится Божественными Ангелами в определенное ей по ее состоянию место.
   

Добротолюбие. Глава 3-я. О смерти, Страшном Суде, вечных муках и райских селениях. Запись 2-я

Преподобный Антоний Великий
 
Смерть для людей, кои понимают ее, есть безсмертие; а для простецов, не понимающих ее, есть смерть. И этой смерти не следует бояться, а бояться надобно погибели душевной, которая есть неведение Бога. Вот что ужасно для души! Жизнь есть соединение и сочетание ума (духа), души и тела, а смерть есть не погибель этих сочетанных частей, а расторжение их союза. Все это Бог хранит и по расторжении. Как из матернего чрева выходит человек, так из тела душа выходит голою, и бывает иная чиста и светла, иная запятнана падениями, а иная черная от многих прегрешений. Почему умная и боголюбивая душа, поминая и рассуждая о бедах и крайностях послесмертных, живет благочестиво, чтобы не быть осужденною и не подвергнуться им.

 

Из Православного календаря от 24.01.2017 по старому стилю

Мы находимся в плену многих мифов, и самый страшный и опасный из них – это миф о самом себе. В плену этого мифа был и фарисей, который, обращаясь к Богу, говорил: «Благодарю Тебя, что я не такой плохой, как остальные люди или как вот этот мытарь» (ср. Лк. 18, 10–14). Этот миф является проявлением нашей завышенной самооценки. Кто-то может сказать: «Ну, я-то этим не страдаю». Но я задам только один вопрос: «А вы когда-нибудь осуждали другого человека?» Наверное, каждый ответит: «Да, осуждал». А ведь в осуждении и проявляется завышенная самооценка личности. Осуждая другого, мы превозносим себя. Пусть и не сознательно, но реально мы поставляем себя выше того человека, которого осуждаем.
 

Добротолюбие. Глава 3-я. О смерти, Страшном Суде, вечных муках и райских селениях. Запись 1-я

Преподобный Исихий
 
Будем, если возможно, непрестанно памятовать о смерти, ибо от этого памятования рождается в нас отложение всех забот и сует, хранение ума и непрестанная молитва, безпристрастие к телу и омерзение ко греху; и почти, если сказать правду, всякая добродетель живая и деятельная из нее проистекает. Посему будем, если возможно, делать это дело столь же непрерывно, как непрерывно наше дыхание.
 

Страницы